Цитата:
Как она нас выделяет? Думается только по нашим одухотворенным лицам.Как то вот, такие мыслишки меня посетили.Может у кого есть какие соображения по этому поводу.?
Игорь, есть соображения, как же без них. )))
Вопрос невольно переносится в область психологии восприятия. К сожалению неизвестно доподлинно, как воспринимают рыбы вообще человека и могут ли они идентифицировать (отличить) человека от других живых и неживых объектов, тем более только лишь по наличию лицевой маски или ее отсутствию. Сильно в этом сомневаюсь. Рыбы не млекопитающие и не малые дети, которые достаточно безошибочно обнаруживают лицо человека. Хотя постановка проблемы, ее обострение, лично мне нравится.
Провоцирует на размышления. А они суть следующие:
Лично я думаю, что немалую роль играют контрасты. При этом любые. У многих животных, которых рыба опасается в меньшей степени, также и в наименьшей мере эти контрасты по форме, пластике движения, цвету и тону проявлены, и наоборот у человека максимально выявлены. Подчас нарочито грубо.
Вспомните, как мы двигаемся в привычных для нас условиях (например, в городе). При каждом шаге в сторону отбрасываем руки, туловище раскачивается из стороны в сторону... ну и т.д. А если в толпе желаем обратить на себя внимание? Начинаем размахивать руками, подпрыгивать и прочее... Контрасты больших форм и малых, да еще и в движении. И вспомните, как двигаются те же охотники, которые стараются себя не обнаружить? Минимум движений, нарушающих цельность фигуры (силуэта). Так же, едва ли не более изящнее, двигаются и дикие звери в лесу, не желающие себя обнаружить. Переводя на язык восприятия, тем самым стремятся к созданию цельного силуэта. Цельный силуэт - это уже почти статика. Форма неподвижна, следовательно, мало или совсем не опасна.
К слову сказать, в этой связи позволю себе небольшое лирическое отступление. При анализе детского травматизма при переходе через дорогу психологи выявили очень любопытную и общую для всех детей ситуацию в подобных случаях. Оказывается, дети не в состоянии только лишь по силуэту машины определить, движется автомобиль или стоит на месте. Форма автомобиля не изменяется во время движения. Более того, она симметрична. Легче всего дети определяли двигающиеся объекты, если они были изначально ассиметричны.
Очевидно, эволюция записала в каждый живой организм в качестве механизма для самосохранения своего рода и племени способность отличать живое от неживого по изменению формы, в том числе и силуэта. При этом неважно, касается ли это хищника или его потенциальной жертвы.
Тоже самое справедливо и по отношению к контрасту цвета, света, тона и... звука. Примеров из жизни в этой области не счесть.
Лицо, контрастирующее по цвету, яркости (тону) к одежде, всегда будет привлекать больше внимания. Черные или цветные очки еще более усиливают контраст и заставляют обратить внимание на лицевую часть. Многие бабочки, птицы и рыбы славятся как раз тем, что на теле у них размещены так называемые ложные глаза, дезориентирующие хищника. Как правило, подобный орнамент на теле всегда гипертрофирован, т.е. выделен.
Если говорить о выводах, то скорее всего общие рекомендации будут до некоторой степени банальными. Не бегайте по воде и по берегу, не одевайтесь на рыбалке в модную нынче разноцветную яркую контрастную одежду с крупным ассемитричным рисунком, всячески подчеркивающим ваши даже самые небольшие движения. Старайтесь слиться с окружающим ландшафтом за счет верно подобранного камуфляжа в одежде (покровительственная окраска). Если это трудно осуществимо, постарайтесь изменять силуэтные характеристики своей фигуры едва заметными движениями. Рыбы, кстати, способны различать гораздо больше фаз движений чем человек за единицу времени. Многие птицы насекомые так же. Поэтому движения не угловатые, а если угодно, по кошачьи мягкие, словно переливающиеся.
Вырабатывайте в себе походку индейца.
Пригодится всегда, даже (как это ни странно на первый взгляд) и от кровососов при хождении по берегу и по зарослям.
Цитата:
(это для курильщиков)
Курю и очень давно. Сходных наблюдений по нашим общим рыбам не обнаружил. Начал искать в умных книжках ответ на вопрос, почему. Нашел. Вкусовые рецепторы у наших общих рыб представлены в наименьшей степени. Минимально развиты. Наши общие рыбы "любят глазами и ушами". Для них важнее зрение и боковая линия. Вкусовые рецепторы у них в основном только на языке.
Иное дело для рыб, предпочитающих тиховодье. У тех наоборот вкусовые рецепторы развиты в наибольшей степени и очень часто разбросаны едва ли не по всему телу. И понятно, почему. В более мутной воде легче отыскать корм по запаху чем только лишь на основе зрения. Карась, карп и сазан тому характерные примеры.
Вопросы восприятия и всего отсюда вытекающего лично меня интересуют профессионально. Поэтому прошу извинить за многословие. Умные художники, дизайнеры, архитекторы, поэты, писатели и музыканты вовсю используют это знание для усиления эффекта восприятия своих произведений.
Тенкара - это область искусства. При минимуме средств необходимо достичь максимального эффекта (результата). В этом я убежден. Также как в том, что все виды искусства это обман. Обман чувств.
Обмани чувства рыбы и ты уйдешь удовлетворенным с рыбалки.
Во всяком случае, это для меня лично является правилом.